Совершенствование коммуникативного поведения будущего педагога-психолога в системе высшего педагогического образования
Дата написания:
2013
Кол-во страниц:
126
ВУЗ (Город) в котором сдавалась работа:
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет и (Чебоксары)
Описание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы совершенствования коммуникативного поведения будущего педагога-психолога в системе высшего педагогического образования 10
1.1. Сущность и содержание понятий «культура речи», «коммуникативная культура», «коммуникативное поведение» 10
1.2. Коммуникативная культура как основа коммуникативного поведения педагога-психолога в профессиональной деятельности 23
1.3. Показатели, критерии и уровни сформированности коммуникативного поведения будущего педагога-психолога 40
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию коммуникативного поведения будущего педагога-психолога в системе высшего педагогического образования 45
2.1. Педагогические условия, обеспечивающие совершенствование коммуникативного поведения будущих педагогов-психологов в системе высшего образования 45
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по совершенствованию коммуникативного поведения будущего педагога-психолога в системе высшего педагогического образования 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
БИБЛИОГРАФИЯ 113
Введение
Государственный образовательный стандарт по специальности «Педагогика и психология» ориентирует на подготовку будущего специалиста к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: коррекционно-развивающей, научно-методической, социально-педагогической, воспитательной, культурно-просветительской, преподавательской, управленческой. Педагог-психолог должен быть готовым к осуществлению деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения; осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей; разрабатывать развивающие и коррекционные программы образовательной деятельности с учетом особенностей личности; проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения и необходимую психолого-педагогическую коррекцию; осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных учащихся.
Реализация вышеназванной цели требует совершенствования коммуникативной культуры специалиста как основы его коммуникативного поведения, что является ведущим условием качественной профессиональной деятельности педагога-психолога.
Коммуникация как обмен информацией, выражения мыслей, идей, знаний является причиной и основой формирования новых понятий, знаний, сознания и культуры человека. Коммуникативная компетентность педагога – это такой уровень обучения взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, который необходим для адекватного исполнения профессиональных функций в рамках своих способностей и социального статуса.
Речевая культура своего рода визитная карточка любого человека. Проблема культуры речи всегда находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: философии, педагогики, психологии, филологии. Философский аспект проблем культуры речи (общения, коммуникации) представлен в трудах М.Н. Кагана, В.Н Садовского, А.Д. Урсула, Г.П. Щедровицкого и др.).
В психолого-педагогических науках процесс формирования коммуникативной культуры рассматривался с различных позиций. Анализ деятельностного подхода к речи представлен в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.А. Леонтьева и др. Личностный подход в психологии (А.Г. Ковалев, Б.Г. Ананьев и др.) и педагогике (А.В, Мудрик, Л.И. Новикова, М.И. Шилова и др.), труды по филологии (Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Л.А. Павлова, Д.Э. Розенталь, В.Н. Головин, Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев, Н.М. Шанский, В.Н. Максимов, М.Р. Львов, А.А. Мурашов и др.) позволили определить роль речи в структуре личности.
В научных исследованиях Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Н.П. Борисовой, Н.В. Кузьминой, Е.С. Жарикова и др. выявлена устойчивая взаимосвязь между эффективностью деятельности и умением ее субъектов налаживать деловые отношения с помощью правильной речи.
Основная задача школьного педагога-психолога – создание условий для продуктивного развития ребенка по тому пути, который он выбрал в соответствии с требованиями семьи, учителей; оказание ему помощи в ориентации в сложном мире, конструктивном решении неизбежных конфликтов; освоение наиболее значимых и ценных методов познания, общения, понимание себя и других. Реализация этой задачи осуществляется в виде профессионального сопровождения и консультирования. А это невозможно без соответствующей речевой культуры самого педагога-психолога.
Актуальность данного исследования обусловлена противоречием между увеличивающимися с каждым днем требованиями общества к профессиональным качествам специалиста и существующей системой профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях.
Анализ изучения отношения школьных психологов к коммуникативной культуре как составляющей профессиональной готовности показал, что они осознают роль коммуникативной подготовки для качественной реализации профессиональной деятельности в общеобразовательной школе, но в то же время отмечают недостаточное внимание к данной подготовке в высшем учебном заведении.
Это свидетельствует, что современное общество остро нуждается в специалистах, достаточно хорошо владеющих коммуникативной культурой, а с другой – в системе высшей профессиональной подготовки будущих специалистов этому уделяется недостаточно внимания. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью формирования у студентов коммуникативных качеств, способствующих успешному взаимодействию с окружающими в профессиональной деятельности и отсутствием серьезной работы в системе высшего образования.
С учетом вышеназванного противоречия мы выбрали тему исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность совершенствования коммуникативного поведения будущего педагога-психолога в системе высшего педагогического образования? Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в системе высшего педагогического образования.
Предмет исследования: процесс совершенствования коммуникативного поведения будущего педагога-психолога в системе высшего педагогического образования.
Гипотеза исследования. Совершенствование коммуникативного поведения будущего педагога-психолога в системе высшего педагогического образования обеспечивается, если:
- коммуникативное поведение осознается студентами и всеми преподавателями вуза как приоритетный компонент профессиональной деятельности будущего педагога-психолога;
- система профессиональной подготовки будущего педагога-психолога обеспечит мотивационную, личностную и практическую готовность к коммуникативной деятельности в образовательном учреждении;
- в учебный процесс вуза вводится спецкурс «Коммуникативная культура как основа коммуникативного поведения педагога-психолога».
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность понятий «культура речи», «коммуникативная культура» «коммуникативное поведение».
2. Разработать программу совершенствования коммуникативной культуры как основы коммуникативного поведения будущего педагога-психолога в системе высшего педагогического образования.
3. Разработать показатели, критерии и уровни сформированности коммуникативного поведения педагога-психолога.
4. Определить и опытно-экспериментальным путем обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность совершенствования коммуникативного поведения будущего педагога-психолога в системе высшего педагогического образования.
Методологической основой исследования явились идеи о деятельностном и личностном подходе к процессу формирования профессионала, о диалектике превращения научного знания в фактор преобразования действительности, о многоступенчатой природе образовательных процессов. Частнонаучную методологическую базу исследования составляли концепции педагогических и психологических наук о формировании мотивации в процессе общения и интеллектуальной деятельности (Т.И. Шамова, Л,И. Божович, Б.Г. Ананьев) , о природе производственной деятельности и вузовской педагогики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), о культуре речи (В.А. Сухомлинский, В.А. Кан-Калик, В.Ф Русецкий, Д.Э. Розенталь, В.В. Соколова и др.).
Организация и методы исследования.
Для решения задач исследования использовались следующие методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; анализ проблемы профессиональной готовности специалистов; изучение передового педагогического опыта; беседы; наблюдение; анкетирование; обобщение независимых характеристик; итервьюирование; педагогический эксперимент.
Исследование осуществлялось в четыре этапа:
1. Первый этап (2003-2004 гг.) – поисково-теоретический. На основе теоретического анализа психолого-педагогической, филологической, философской литературы изучались различные аспекты проблемы исследования; определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, границы, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.
2. Второй этап (2004-2005 гг.) – опытно-экспериментальный. На данном этапе проводился констатирующий эксперимент с целью выявления исходного уровня сформированности у студентов коммуникативной культуры как основы коммуникативного поведения специалиста и их готовности к ее формированию. Продолжался анализ литературы по исследуемой теме. На основе результатов, полученных в процессе поведения констатирующего эксперимента и теоретического анализа психолого-педагогической, философской и филологической литературы были уточнены и обогащены методы и технология совершенствования коммуникативной культуры студентов. В данный период был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого научно обосновались и апробировались система совершенствования коммуникативного поведения будущих специалистов, уточнялись педагогические условия, обеспечивающие эффективность его совершенствования.
3. Третий этап (2006-2007 гг.) – обобщающий. На этом этапе осуществлялись анализ и систематизация результатов исследования, проводилось уточнение теоретических и экспериментальных данных, формулировались основные выводы и обобщения.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:
- уточнено содержание понятий «культура речи», «коммуникативная культура», «коммуникативное поведение»;
- разработана программа совершенствования коммуникативной культуры как основы коммуникативного поведения педагога-психолога;
- определены показатели, критерии, уровни сформированности коммуникативного поведения будущего педагога-психолога;
- выявлены и обоснованы педагогические условия совершенствования коммуникативного поведения будущих педагогов-психологов в системе высшего образования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания спецкурса «коммуникативная культура как основа коммуникативного поведения педагога-психолога» и внедрения его в учебный процесс психолого-педагогического факультета; в возможности использования выводов, рекомендаций и программы спецкурса в работе преподавателей вузов.
На защиту выносятся:
1. Под коммуникативным поведением педагога-психолога нами понимается процесс говорения, передачи информации, а также организация речи и соответствующего ей речевого поведения педагога, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения с учащимися, на характер отношений между ними, на стиль их работы в процессе профессионально-творческой, психологической консультационной и сопроводительной деятельности.
2. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность совершенствования коммуникативного поведения будущего педагога-психолога в системе высшего профессионального образования.
3. Авторская программа спецкурса «Коммуникативная культура как основа коммуникативного поведения педагога-психолога».
Достоверность результатов исследования обеспечена методологическим обоснованием исходных положений; применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; анализом специальной литературы по данной проблеме; репрезентативностью экспериментальных данных; сочетанием количественного и качественного анализа материала.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в студенческих группах психолого-педагогического и биологического факультетов ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева». Экспериментальной программой было охвачено 107 студентов и 50 школьных психологов Чувашской Республики. Основные положения диссертации были обсуждены в ходе различных этапов эксперимента на заседаниях кафедры педагогики начального образования. Выработанные рекомендации исследования были обсуждены на межрегиональных, межвузовских научно-практических конференциях ( ). По теме исследования опубликовано 4 работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения, а также иллюстраций в виде таблиц. Объем диссертации 120 страниц, список литературы содержит 199 наименований, из них 7 на иностранном языке.